Top Seven – рейтинги, обзоры, статьи, списки лучших

Рейтинг ТОП-7 дорогих картин мира и их история

Культура
Самые дорогостоящие полотна мира, несомненно, хранят тайну своих великих создателей. Они восхищают, удивляют, вызывают недоумение, но никого не оставляют равнодушным.

1 место –  «Спаситель Мира» Леонардо да Винчи



На сегодня является самой дорогой картиной, проданной в 2017 году за баснословную сумму – 450,3 млн. дол. На торгах присутствовала почти тысяча человек, среди которых коллекционеры, журналисты, антиквары и др. Первоначальная ставка составляла 100 млн. долл. Аукцион Christie’s длился всего 20 минут, после суммы в 322 млн. дол, борьбу за владение картиной продолжили только два участника. Окончательную сумму назвали по телефону, после чего шедевр отправился в частную коллекцию.

Полотно размером 66х47 см написано маслом и помещено в массивную деревянную раму. Картина считается мужской версией «Моны Лизы», с момента своего создания она побывала в коллекциях нескольких английских королей.

«Спаситель мира» также имеет второе название «Сальватор Мунди». Картина была написана в 1499 году за несколько лет до «Джоконды». Изначально может создаться впечатление, что на полотне изображен обычный человек, поскольку у него отсутствует нимб или какие-либо атрибуты власти. Но, присмотревшись к изображению, сразу отпадают сомнения - это Христос, от которого исходит особое свечение, тепло и доброта. 

Образ отличает тщательная прорисовка, и едва заметная дымка. Благодаря виртуозному владению кистью и знаниям в области анатомии Да Винчи удалось изобразить Спасителя абсолютно реальным. Его правая рука поднята в благословении, а в левой руке он держит хрустальный шар – символ благополучия обитателей планеты.

В картине нет ярких расцветок, а присутствуют только спокойные тона – синий, черный и коричневый, символизирующие божественное, вечное и земное. Полотно прекрасно отображает живые человеческие эмоции, безмятежность и отстраненность.

На выставке в Лувре, посвященной произведениям великого итальянца и проходившей в 2019 году, «Спаситель Мира» не был представлен. Сейчас шедевр находится на яхте принца Саудовской Аравии. Возможно, что вскоре он будет экспонироваться в культурном центре, который строится в Эль-Мадине – одной из провинций Саудовской Аравии.

2 место –  «Обмен» Виллем де Куннинг



«Обмен» - произведение американского экспрессиониста, написанное в 1955 г. В 2015 году полотно продали Кеннету Гриффину, а сейчас его арендует Чикагский институт искусств. За картину заплатили огромную сумму – 300 млн. дол.

«Обмен» положила начало абстрактным пейзажам де Кунинга, на изменение стиля которого повлиял Франц Клайн. Художник еще десять лет до создания творения задумывался о том, как с помощью абстракции отобразить на полотне архитектуру и пейзаж. После написания «Обмена» де Кунинг в своих последующих картинах начал использовать абстракцию при изображении архитектурных форм.

В 1955 году автор продал картину архитектору Эдгару Кауфманну – сыну владельца универмага в Питтсбурге за 4 тыс. дол. В 1989 году Кауфманны выставили полотно на аукционе Sotheby's, где его приобрел владелец Галереи горных черепах в Токио за 20,7 млн. дол. Далее картина перешла в руки Дэвида Геффена, а затем Кеннета Гриффина.

Картина «Обмен» - яркий пример разработанной художником «фигуративной абстракции». Художника сильно потрясли разрушения, принесенные войной, и он ощущал себя полностью опустошенным. Именно это печальное событие послужило толчком к написанию полотна, ставшего одним из самых дорогих в мире. Произведение глазами художника отражает ужасную послевоенную реальность, с которой пришлось столкнуться людям в то тяжелое время.

В июле 2018 года картина «Обмен» экспонировалась на выставке в Москве. Жители столицы неоднозначно оценили работу художника, каждый из посетителей увидел в ней что-то свое: пейзаж, огненную лаву, хижину в горах, лошадь, рыцаря и пр.

3 место –  «Когда свадьба?» Поль Гоген



«Когда свадьба?» - творение Поля Гогена, созданное на Таити в 1892 году, и проданное с аукциона за 300 млн. дол. Более 50 лет произведение искусства находилось в Базеле у швейцарца Рудольфа Штехелена. В 2015 году после торгов на Sotheby's полотно перекочевало в Qatar Museums, где хранятся произведения искусства для музеев эмирата.

Поль Гоген впервые попадает на Таити в 1891 году. Отправляясь на экзотический остров, он думал, что это райское местечко, которое искал всю жизнь. Однако реальность оказалась совершенно другой. Местные жители страдали от гнета колонизаторов и различных болезней, но такая ситуация не повлияла на решение художника придать острову романтический облик.

На полотне «Когда свадьба?» изображены две молодые таитянки в разных нарядах. Девушка на переднем плане одета в традиционное платье, а расположенная чуть далее островитянка облачена в миссионерскую одежду.

Лицо первой героини картины более открытое и простое, а поза отличается изяществом. Выражение лица второй героини картины отражает строгость и настороженность, она будто желает о чем-то предупредить свою младшую подругу и выступает ее защитницей.

Картина «Когда свадьба?» выполнена в сочных тонах. Синие, желтые, оранжевые и зеленые краски очень насыщенные. Возможно, живописец с помощью яркой цветовой палитры хотел показать жизнь таитянок более веселой и беззаботной, а также привлечь внимание современников к своей работе. К сожалению, при жизни творчество Гогена не было оценено.

4 место – «Игроки в карты» Поль Сезанн



«Игроки в карты» - работа французского живописца Поля Сезана, проданная в 2011 году на аукционе по самой высокой на тот момент цене. За полотно была предложена сумма в пределах 259-320 млн. долл. Доподлинно неизвестно, за сколько миллионов она была продана. Картину приобрела семья эмира Катара.

Полотно входит в пятерку произведений Сезана, с общим названием «Игроки в карты», созданных в 1890-1895 году. В первых картинах художника-постимпрессиониста было больше людей и деталей, но с каждым последующим произведением их количество уменьшалось. Самая последняя работа художника наиболее лаконичная.

Все полотна из серии «Игра в карты» отличаются сочетанием реалистичных и абстрактных элементов, а также использованием геометрии. Музей Катара приобрел третью картину живописца размером 97х130 см, написанную в 1892-1893 г. Остальные работы Сезана пополнили музейные и выставочные коллекции в разных городах мира.

Полотно отличается контрастностью, отсутствием ярких тонов и расплывчатым задним фоном. Его герои – крестьяне из провинции Прованс, сидящие в кафе за грубым столом и неспешно играющие в карты. Мужчины неподвижны, однако при созерцании создается ощущение движения, так как у них разные жесты и выражение лица. 

Герои полностью поглощены игрой. Заметно, что они тщательно продумывают каждый последующий ход, от которого зависит исход игры, и, возможно, их дальнейшая участь.

«Игра в карты» реалистично отображает противостояние двух игроков. На заднем плане полотна изображена бутылка, будто отделяя молодого парня от сидящего напротив него взрослого мужчину с трубкой в зубах.

Существует предположение, что на создание серии картин «Игра в карты» Сезана вдохновила работа братьев Ленен 17 века, выставленная в Художественном музее Гранье. Примечательно, что у нее было такое же название.

5 место –  «Номер 17А» Джексон Поллок



Картину «Номер 17А» приобрел в 2015 году на частных торгах американский миллиардер Кеннет Гриффин за 200 млн. дол. Сейчас она принимает участие в выставках Института Искусства Чикаго.

Джексон Поллок – американский художник-экспрессионист, творчество которого значительно повлияло на искусство второй половины 20 столетия. Благодаря Поллоку была внедрена «техника капельного орошения», суть которой заключалась в разбрызгивании бытовой краски по горизонтальной поверхности. При этом во время создания полотна автор может рисовать его с любой стороны, используя всю силу собственного тела.

Некоторые критики восхищались техникой Поллока, считая, что совершая телодвижения вокруг холста, он освобождался от существующих в обществе ценностей: нравственных, эстетических, политических. По мнению американского арт-критика Клемента Гринберга абстрактный экспрессионизм Поллока являлся кратким воплощением эстетических ценностей, а его работы представляли лучшие живописные произведения середины прошлого века. Противника творчества Джексона Поллока высмеивали результаты его труда, считали полотна бесполезной мазней, и недостойными внимания.

Картина – наилучшим образом отражает почерк художника, который он в сарае-мастерской оттачивал долгое время. Творчеством Поллока заинтересовалась покровительница искусства Пегги Гуггенхайм, которая с 1943 по 1947 год организовала ему три персональные выставки, однако они не помогли его продвижению. Только в после изобретения новой «капельной техники» и написания «Номер 17А» в 1948 году в мире искусства стали проявлять интерес к автору. Однако только спустя несколько десятилетий после трагической смерти Джексона Поллока его картина была продана за огромные деньги.

6 место –  «Алжирские женщины» Пабло Пикассо



Полотно «Алжирские женщины» размером 114х146,4 см в 2015 году продали за 179,3 млн. дол. Художник-кубист написал ее в 1955 году, посвятив умершему Анри Матиссу, который был его другом и одновременно соперником по кисти. Матиссу удавалось очень точно передавать чувства одалисок – наложниц турецкого султана.

Картина – самая дорогостоящая из всех произведений, созданных когда-либо Пикассо. Предполагают, что на аукционе Christie’s ее приобрел эмир Катара, который является преданным поклонником ценных произведений искусства.

«Алжирские женщины» - одна из картин, посвященных восточной тематике. В общей сложности серия насчитывает полтора десятка полотен. На создание картин Пикассо вдохновило произведение Эжен Делакруа «Алжирские женщины в своих покоях». Великого живописца впечатлили сцены из настоящего гарема, и в результате был создан ряд произведений, маркированных буквами от А до О. Очень часто в образе одалиски Пикассо изображал свою возлюбленную – Жаклин Рок.

«Алжирские женщины» - картина из серии О, последняя по счету. С помощью красок, кисти и благодаря своему таланту автор сумел довольно точно передать переживания, мысли и внутренний мир наложниц. В картине удачно сочетается большое количество расцветок. Полотно восхищает необычностью, оригинальностью и притягивает взгляд. В картине присутствует эффект эротичности и женственности даже вопреки, изображению женских тел в присущей Пикассо абстрактной манере.

7 место – «Лежащая обнаженная» Амадео Модильяни



«Лежащая обнаженная» - еще одна из самых дорогих картин мира, принадлежащая кисти известного итальянского экспрессиониста Модильяни. Произведение ушло с торгов в 2015 году на открытом аукционе Christie's за 170 млн. дол. Владельцем шедевра стал покупатель из Китая, который приобрел его, сделав ставку по телефону.

Модильяни написал картину за год до смерти – в 1917 г. В качестве модели он использовал свою жену Жанну Эбютерн, которая также была его вдохновительницей. При жизни ни одна из работ художника не была оценена по достоинству, и он умер в нищете в больнице. На следующий день после ухода художника из жизни покончила с собой и его жена.

Произведения Модильяни в жанре ню отличаются теплыми густыми тонами, объемными линиями, персонификацией образов. Они являются вершиной творчества знаменитого итальянского художника, а в свое время их запрещали экспонировать, поскольку считали «непристойным искусством».

Тело героини «Лежащая обнаженная» излучает бархатное свечение. Модильяни удалось красиво изобразить каждый изгиб ее тела, подчеркнуть тонкую шею и талию. Девушка демонстрирует расслабленность и сладкую истому. Она лежит на синей подушке, а сзади расположен коричневый фон, с помощью которого мастер решил оттенить ее красивую сияющую кожу.